План лекций «Основы архитектуры»
1. Архитектура древней Руси. Храмовая архитектура:
Лекция охватывает большой период древнерусского зодчества – от византийских образцов, взятых за основу в Киевской Руси, до начала XVIII века, то есть до так называемого нарышкинского барокко.
- Часть 1. От Византии к Киевской Руси. Опора на образцы и поиски самобытности (1,5 часа)
Основные типы и конструкции древнерусской архитектуры домонгольского периода ссылаются в своей основе на византийские образцы. Для лучшего понимания этих процессов, материал первой части лекции построен в хронологической последовательности: от Византии - к Киевской Руси. Рассматривается устройство городов и укреплений, храмов и монастырей, а также особенности кладки и типов церковного строительства, выясняется основной терминологический ряд.
- Часть 2. Архитектурное путешествие по княжествам древней Руси (1,5 часа)
Здесь материал изложен в следующей географической последовательности: зодчество древнего Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Пскова, Ярославля, Московской Руси (русское узорочье, Нарышкинское барокко), а также памятники деревянной архитектуры. Проводятся параллели с основными европейскими тенденциями в архитектуре того времени (готика, романика, Ренессанс). Кратко рассматриваются отголоски старинных традиций в неостилях второй половины XIX века.
Помимо хрестоматийно известных фактов (даты строительства и внешнего вида постройки), материал лекции подается так, чтобы вдохновить слушателей к обретению самостоятельного навыка анализа архитектурного произведения. Предлагается план анализа, а также конспект лекции с кратким словарём.
2. Архитектура средних веков и эпохи Возрождения:
В этой лекции рассматриваются основные стилистические изменения, произошедшие в европейской архитектуре (Франция, Германия, Нидерланды, Италия) в период с III – XVI века. Основные стили анализируются на примере строительства христианских церквей - как наиболее отзывчивой формы для проявления новых эстетических и инженерных решений. Но кроме того мы посмотрим жилые и общественные постройки, выясним причины постепенно нарастающего интереса к строительству оригинальных дворцов, загородных резиденций и общественных зданий.
- Часть 1. Средневековая мозаика (1,5 часа)
Этот интереснейший период европейской истории связан с рыцарскими подвигами, мистериями, фанатичной верой, властью католической церкви и пап. Рассматривается становление христианской церковной архитектуры: римские катакомбы, первые базилики, мавзолеи (Рим, Равенна), примеры дороманских построек (Франция, Германия). Выясняются эстетические и инженерные особенности построек романского и готического периодов (преимущественно во Франции и немного в Германии, Англии, Италии). Вкратце мы обратимся и к неостилям XVIII и середины XIX веков, когда средневековые формы вновь входят в моду, но совершенно на других конструктивных основах.
В данной лекции формулируется типологический ряд основных церковных построек, выясняются новые термины, предлагается конспект с основными схемами и рисунками. Материал этой лекции обширен и предполагает серьёзную самостоятельную работу на основе предложенного списка литературы.
- Часть 2. Новый художественный язык периода Возрождения (1,5 часа)
Примерно с конца XIV века в Италии появляется новое мировоззрение гуманизма, возникает интерес к светской жизни и красоте человеческого тела, обращение к идеальному миру и гармонии, а значит и появление светских построек: дворцов, больниц, мостов, идеальных городов. Архитектор обретает статус мыслителя и творца, его опыт формулируется в трактатах. Происходят значительные изменения в конструктивных решениях: ордерная система античности вновь входит в активный обиход. Наиболее показательна в этом периоде архитектура итальянских городов, в творчестве таких архитекторов как Брунеллески, Браманте, Палладио, Виньола, но мы успеем посмотреть и некоторые примеры из Франции, где Ренессанс проявился не столь очевидно, но самобытно. Изменения в архитектуре и градостроительстве этого периода окажут серьёзное влияние на поиски зодчих XVIII-XIX веков, особенно в строительстве Санкт-Петербурга.
К данной лекции прилагается конспект с основными терминами и схемами.
3. Архитектура барокко:
Реакция контрреформации в XVI веке помимо прочего провозгласила новое требование: церковное искусство должно быть эмоциональным, роскошным, ослепительным в своём декоративном решении, чтобы привлекать новых верующих. Церкви превратились в театральные мистерии с полетами ангелов, экстазами святых, пляской скелетов. Об оттенках барокко в странах Европы и в России мы и будем беседовать.
- Часть 1. Стиль барокко в архитектуре европейских стран (1,5 часа)
Наиболее полно, ярко и интересно стиль барокко проявился в архитектуре церквей Рима и интерьеров дворцов XVI-XVIII веков, особенно в творчестве таких выдающихся архитекторов как Фр.Борромини и Дж.Бернини. Кроме того, в Риме в этот период появляются площади и архитектурные ансамбли, ставшие на долгое время образцовыми. Вторым ярким центром барочной архитектуры можно выделить Париж с его пригородами, и таких архитекторов как Фр. Мансар, Ж. Лемерсье, Л. Лево. Кратко мы рассмотрим особенности немецкого барокко, поговорим об орнаменте рококо и строительстве новых городов-крепостей.
- Часть 2. Стиль барокко в России: самобытность и заимствования (1,5 часа)
Эта лекция посвящена архитектуре России первой половины XVIII века и таким выдающимся архитекторам как Д. Трезини, Ф. Растрелли, П. Еропкин и др. Преимущественно на примере архитектуры и градостроительных особенностей Санкт-Петербурга будут рассмотрены образцы петровского и елизаветинского барокко, выявлены предпосылки и влияния.
Такая последовательность изложения материала – от европейских тенденций к российским - позволяет лучше понять смысл «прорубленного окна в Европу» в контексте архитектурных реалий XVIII века. К данной лекции прилагается конспект основных имён и дат, а также подробный список литературы.
4. Стиль классицизм:
На смену роскошному, игривому, капризному стилю барокко приходит сдержанный, рационалистичный, соответствующий веку Просвещения, стиль классицизм, основывающийся на античных и ренессансных архитектурных образцах и ордерной системе пропорций. Церкви, дворцы, загородные резиденции, больницы, учебные заведения, банки, и даже сады и парки – всё это подчинилось колоннам, фронтонам, портикам и незыблемой симметрии.
- Часть 1. Становление классицизма в Европе (1,5 часа)
Чрезмерно эмоциональный стиль барокко оказался по нраву не всем монархам, которые диктовали свой вкус в архитектурном заказе XVII-XVIII веков. Так, Людовик XIV и Екатерина II тяготели к более стройному и строгому классицизму. В странах же, где победило третье сословие, роскошь не была востребована: так, Голландия предложила свой сдержанный вариант классицизма-рационализма, как, впрочем, и Англия. Прежде чем преступить к изучению этого наследия, мы совершим небольшой экскурс в античность и посмотрим основные постройки и конструктивные решения, предложенные древнегреческими и древнеримскими зодчими.
- Часть 2. Классицизм в русской архитектуре: столицы и провинция (1,5 часа)
Екатерининский классицизм – ранний с элементами барокко, проявился в творчестве А. Ринальди, и зрелый – блистательно представлен в Санкт-Петербурге в зодчестве, например, Дж. Кваренги и Ч. Камерона. Следующий период – стиль ампир или поздний классицизм - совпадает с правлением Александра I, общенародным порывом патриотизма в связи с победой в войне 1812 года, в творчестве К. Росси. Отдельной интересной ветвью развития зодчества в этот период выступает контрастное классицизму - романтическое направление (В. Баженов) и псевдоготика (Ю. Фельтен). Кроме Санкт-Петербурга мы обратимся и к классицистическому наследию Москвы, а также рассмотрим несколько интересных провинциальных усадеб.
К лекциям прилагается конспект с основными именами и датами, а также ряд полезных схем, объясняющих особенности ордерной системы античности.
5. Архитектура 1830-1910 годов: эклектика, неостили и стиль модерн:
Период с 1830-1890-е годы объединён общими тенденциями поиска новой выразительности в стилях прошлого, как у архитекторов Европы, так и России. Особенностью творческого метода эклектики явился так называемый принцип «умного выбора», когда выбор эстетической концепции здания был связан с его функцией и содержанием. Благодаря появлению новых инженерных конструкций на рубеже XIX-XX веков по всей Европе и в России появляются принципиально новые инженерные решения: пассажи, крытые рынки, железнодорожные дебаркадеры, атриумы, широкие окна, возможность многоэтажного строительства, а также – электрификация города, полностью меняющая его облик. Зарождается последний стиль широчайшей географии, объединивший все виды искусства и называющийся в России «модерн».
- Часть 1. Эклектика в архитектуре Европы и России. Неостили (1,5 часа)
После долгого периода главенствования классицизма, наступила всеобщая усталость от «казарменного вкуса». Поиски вдохновения привели зодчих к стилям прошлого и к волне неостилей: барокко, готика, мавританский, в России – ещё русский и византийский. Похожие явления в архитектуре середины и второй половины XIX века происходили и в Европе в творчестве, например, приверженца классицистического наследия Г. Земпера (Германия) или романтизирующего Дж. Нэша (Англия), и в России, например, в работах А. Штакеншнейдера, Л. Бенуа, Г. Боссе. Кроме того, в этой лекции мы рассмотрим проекты типовой жилой застройки в Голландии, во Франции, а в России – доходные дома.
- Часть 2. Многоликий стиль модерн (1,5 часа)
Стиль модерн победоносно и стремительно прошествовал в начале XX века по всем европейским странам, захватив Россию, США и Латинскую Америку. Пожалуй, это последний яркий стиль, который проявился во всех видах изобразительного искусства, включая шрифты, орнамент и моду. Французское ар-нуво, отразившееся в работах Э. Гимара (Париж), П. Анкара (Брюссель), австрийский сецессион Й. Ольбриха, югендстиль Германии и Прибалтики, суровые сказочные образы Финляндии и Швеции – всё это явления новой эстетической программы.
Московский модерн – разнородный и праздничный (Р. Клейн, Ф. Шехтель, Л. Кекушев), в то время как модерн Санкт-Петербурга всё больше склоняется к сдержанным образцам северных стран (Р. Мельцер, Ф. Лидваль, П. Сюзор).
К данным лекциям прилагается конспект и список литературы. Кроме того, несмотря на то, что архитектура XX века рассматривается в отдельных дополнительных вебинарах, организующихся по запросу, конспект и список литературы по этим темам прилагается в едином методическом пособии.
Свидетельство (Сертификат) по общеобразовательной программе "Основы архитектуры" (по запросу).